Серебряный Вечер

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Серебряный Вечер » Тестовый форум » Откуда бысть пошла литература???


Откуда бысть пошла литература???

Сообщений 1 страница 20 из 20

1

У кого какие версии? Кто что знает - читал, краем уха слышал, лично присутствовал - на тему - когда началась литература и с чего?
Кто пришёл первым - поэт или прозаик?
Со стихов или с прозы? С ритуальных ритмических звуков у костра или с критско-вавилонских хозяйственных табличек?
...На одном форуме встретила фразу: "всем известно, что литература начиналась со стихов". Однако там же товарисч смело начинает многотомный труд свой, посвящённый прозаическим истокам  литературы.
А у нас - с чего она начинается?

Отредактировано КАРР (2006-10-26 17:59:31)

2

Вот интересно, сможем между собой договориться, что мы считаем литературой?

Если говорить о прозе и поэзии, то проза кажется более ранней, если не считать поэзией унылые горловые звуки и считать прозой устно передаваемые истории.
Если говорить о средстве самовыражения, отражения видимого и невидимого в целом, то первыми имхо появились художники, которые, в свою очередь, отталкивались от наличия в группе свободного времени, особенностей внутреннего мира, динамических систем и просто развитости необходимых группе «технологий». Изобрести крепкое копье - необходимость, а вот изукрасить его и улучшить - уже немного другое? То есть, в этой трактовке, первым появилось чувство прекрасного, понимание того, что жизнь чуда длится миг.
Если говорить о материальных носителях, конечно, это ученые кроты Месопотамии, но не нужно забывать о том, что кое-где есть сооружения, уже чья форма несет информацию, и которые датируются на 3000 лет раньше упомянутой глины. Кстати, в степях Алтая есть чисто «английские менгиры». Это странно или закономерно?

3

Чисто формально, слово "литература" происходит от "литеры", т.е буквы. Если быть буквоедами, то и начало литературы нужно относить к временам изобретения алфавита. А что существенное мы выделим в буквенном письме, по сравнению с прочими его видами? Может не совсем корректно, но началом письма буквами я бы посчитал тот момент, когда текст перестал быть последовательностью картинок, передающих некоторое событие. Т.е. слово перестало быть рисунком. Текст превратился либо в орнамент, либо его графическая форма полностью потеряла информационность. Литература возникла из наскальных рисунков и стала явлением самостоятельным, только потеряв все признаки рисунка.

Когда мы говорим о поэзии или прозе, мы имеем в виду вовсе не графическое отражение того и другого, что, собственно, и есть литература в узком смысле. Мы говорим о словесном творчестве или даже о чисто фонетических упражнениях, где в большей или меньшей степени представлены мелодическая и ритмическая компоненты речи. Поэзия и проза в этом смысле возникли в процессе формирования языка, а литературой они стали благодаря деградации одного из направлений живописи. Литература - это крайнее выражение символизма в абстрактной живописи, демонстрирующее, что графический символ, как носитель информации, близок по емкости к слову.

4

Ну и кстати, говоря о литературе, как правило, почему-то, забывают о таких ее разновидностях, которые по своему происхождению или вовсе не связаны с языком, или связаны весьма опосредовано

5

Анатолий написал(а):

говоря о литературе, как правило, почему-то, забывают о таких ее разновидностях, которые по своему происхождению или вовсе не связаны с языком, или связаны весьма опосредовано

Это о чём?
Туповата я с утречка.
Эта какая литература с языком не связана??

Анатолий и Юрий, разрешите показать Ваши реплики хмырю, который сейчас копает эту тему.
(падая на колени): Ну разрешите.
Ему оно в кайф  будет, точно.
Он - наглец и вражина, но литератор неплохой, копающий.
И стихи его, "маловразумительные" для меня, вам, наверное, понравились бы...

Анатолий написал(а):

...если не считать поэзией унылые горловые звуки...

Это отчего же непременно "унылые"?
Выплеснувшееся в звуке ликование победы в схватке или любовное восхищение - отнюдь не унылые.

Отредактировано КАРР (2006-10-31 15:18:29)

6

КАРР, это я скорее сложновато выразился, чем Вы с утречка туповаты. Потму что, если говорить без зауми, то виды литературы, не связанные с языком Вам известны не хуже чем любому другому. Например, литература музыкальная, которую найдете почти в каждом книжном магазине. То, что нотная грамота это разновидность алфавита вряд ли вызовет сомнение, а вот перевод с нотного на любой другой язык представляется проблематичным, что и наводит на мысль о том, что это явление с языком не связано. Нотная грамота, при анализе процессов, приведщих к возникновению литературы языковой, хороша еще и тем, что этот алфавит возникал в те времена, когда языковая литература уже существовала, поэтому эволюция его документирована в независимых письменных источниках. То же самое касается и другого не совсем связанного с языком вида литературы. Это литература научная, в которой язык используется лишь как комментарий к формулам, а основная информация содержится именно в формулах. Что для записи формул используется своеобразный алфавит, а литература формул имеет развитую грамматику, сомнений не вызывает. Но, в отличии и от языковой, и от музыкальной литературы, буква литературы научной изначально оторвана от звука. Для формулы совершенно не важно как и на каком языке она произносится, и не всякую формулу вообще можно произнести, и для любой произносимой возможны многочисленные варианты произнесения. Забавная такая литература!
При всем при том, литература научная исторически возникла не из прозы, а из поэзии - именно оттуда пришло правило располагать каждую формулу с новой строки и строки нумеровть. Но чтобы назвать формулу разновидностью поэтической строки, нужно изрядное мужество. Хотя, если приличный учебник по математике дать инопланетянину вместе с томиком прозы и стихов, он, наверное, не ошибется в классификации.
Но формула математическая еще не самый интересный объект в литературе. Вы, КАРР, как профессионал можете сразу припомнить весьма специфическую разновидность формул в химии, в которых, отчасти, воскресли свойства иероглифа. А в современной физике в лице диаграмм Фейнманна мы найдем и пример более глубокого ренессанса - эта диаграмма, на мой взгляд, ближайший аналог наскального рисунка, где последовательно изображены этапы некоторого события в жизни племени.

КАРР, я привел примеры, лежащие на поверхности. Они отнюдь не исчерпывают всех существующих видов литературы. Достаточно освободиться от шор гуманитарного шовинизма и пересмотреть бумажную продукцию, валяющуюся на столе и в шкафу. О многом найдется поразмыслить.

7

Анатолий написал(а):

шоры гуманитарного шовинизма

Это хорошее выражение.
:)
Я его умыкну для полемик, можно?
За всем остальным. Не всё, что от "литеры" - литература.
Хотя примеры Ваши не некорректны.

8

КАРР написал(а):

Не всё, что от "литеры" - литература.

Совершенно верно, например, граффити - это живопись

Умыкайте, умыкайте

9

Анатолий написал(а):

Умыкайте, умыкайте

Спасибо!
Умыкаю.

10

=И стихи его, "маловразумительные" для меня, вам, наверное, понравились бы...

(крутит головой) Где, где маловразумительные стихи?
Смысла в запрете показывать любые реплики не вижу, ибо у нас здесь не тайная вечеря. Хотя и в то, что… гм, «хмырь», найдет конкретно в моем посте больше пользы, чем в давно существующих исследованиях по его теме, не верю. Кстати, в ответ мы услышим фырканье. Так всегда происходит с авторами «многотомных трудов». Поспорим?
А что Вы сами думаете по поводу обозначенных Вами литературных вопросов, КАРР?

Внеклассное чтение. Отрывок из книги Е.В.Клюева,88 г.
-------
     Милое искусство, коварное искусство!.. Зачем втягиваешь ты
в круг все новые и новые имена, затопляешь жилище наше Азовским
морем,  разбрасываешь  перед  нами  нечестное  свое  лото,  где
карточки с  музыкальными  инструментами  покрывают  квадраты  с
изображением  овощей!..  В  твоем  летучем  доме у нас кружится
голова, нас швыряет из стороны в сторону --  ради  чего,  милое
искусство,  коварное  искусство?  Ведь мы и так уже свободны, и
так готовы согласиться с любым предложением, пуститься в  любую
твою  авантюру.  Пощади нас, покажи нам хотя бы одну путеводную
звезду! Мы устали, мы не знаем куда идем, мы забыли свои  имена
и  не  помним  своих  воспоминаний!  А  маячащая уже поблизости
Спящая  Уродина  --  не  велик  приз!  Или   этим   хочешь   ты
расплатиться с нами? Одним мгновенным горьким поцелуем на бегу?
     Хорошо,  тебе удалось уговорить героя идти к этой цели, но
нас-то ты не уговоришь! Мы-то  ведь  несклонны  к  тому,  чтобы
совершать дикие и чудовищные поступки!"
     И улыбается милое искусство, коварное искусство: ах. Вы не
склонны?  ах,  Вас  не уговорить? ах, Вы так уверены в том, что
искусство подражает жизни, а не наоборот?
     Давайте же послушаем Дж. Серля -- одного из  самых  тонких
лингвистов нашего времени: "Предположим, что некий человек идет
в  универсам  со  списком, составленным его женой, где указано,
что он должен купить; в этом  списке  содержатся  слова  "бобы,
масло, бекон, хлеб". Предположим далее, что по пятам за ним все
время,  пока  он  ходит  с  тележкой  по  магазину  и  выбирает
указанные товары, следует сыщик, который записывает все, что он
берет. При выходе из магазина у покупателя  и  у  сыщика  будут
идентичные   списки.   Но   функции  этих  двух  списков  будут
совершенно различны. Цель  того  списка,  который  находится  у
покупателя,  состоит  в том, чтобы, так сказать, "приспособить"
мир к словам: этот человек должен согласовывать  свои  действия
со списком. Цель списка, находящегося у сыщика, -- в том, чтобы
"приспособить"  слова к миру: сыщик должен согласовывать список
с действиями  покупателя.  Это,  в  частности,  сказывается  на
различной  роли "ошибок" в этих двух случаях. Если сыщик, придя
домой,  неожиданно  осознает,  что  тот  человек  купил  свиные
отбивные  вместо  бекона,  то он сможет просто зачеркнуть слово
"бекон" и записать "свиные отбивные".  А  вот  если  покупатель
придет  домой  и  его  жена  укажет  ему,  что  он купил свиные
отбивные, хотя ему нужно было купить бекон,  то  он  не  сможет
исправить свою ошибку, зачеркнув слово "бекон" и записав вместо
этого  "свиные  отбивные".  Я  предлагаю  назвать  этот  аспект
различием  по   направлению   приспособления.   Список   сыщика
характеризуется  направлением  приспособления  "слова  к миру",
список же покупателя обладает направлением приспособления "мира
к словам".
     Итак, бывают ситуации, когда не слова приспосабливаются  к
миру,   а   наоборот.   Например,  когда  преступник  совершает
преступление, суд  ищет  в  кодексе  статью,  к  которой  можно
приспособить  это  преступление.  Или,  когда  мы  встречаем на
вокзале незнакомого человека, чье словесное  описание  получили
от  друзей, мы тоже приспосабливаем внешность сошедших с поезда
пассажиров к имеющимся в нашем распоряжении словам. Или,  когда
приходим   получать   зарплату,   кассир   выдает   нам  сумму,
приспосабливая ее к цифровому выражению слов, означающих размер
нашей зарплаты. И наконец, когда мы  говорим  о  воспитательной
роли литературы...
     Значит,  не  только литература может воспроизводить жизнь,
но и жизнь может воспроизводить литературу? Когда уже в  начале
нашего  века  Оскар  Уайльд  в  предисловии  к  роману "Портрет
Дориана Грея" сформулировал  тезис  о  том,  что  не  искусство
отражает  жизнь,  а  наоборот, читатели отнеслись к этому как к
парадоксу. Сегодня же Оскара Уайльда можно, скорее, обвинить  в
чрезмерной  категоричности, чем в пристрастии к лингвистическим
шалостям. Да и сам он доказал, что  не  шутит,  когда,  вставив
зеленую  орхидею  в  петлицу  своему  герою, вынудил английских
модников последовать  его  примеру  ---  и  зеленая  орхидея  в
петлице  фрака  стала  считаться  на  время признаком особенной
утонченности.
     В таких ситуациях можно понять Жизнь: ей с собой  немножко
скучновато,   хочется   чего-нибудь   на  стороне,  чего-нибудь
эдакого. И она обращается к Литературе  с  просьбой  о  зеленой
орхидее  в  петлицу.  А  Литература щедра: в ней сколько угодно
зеленых орхидей, целый сад зеленых орхидей!
     Как тосклива жизнь без зеленых орхидей!.. Иногда  кажется,
и живем-то мы именно потому, что предвкушаем чудесные перемены.
Завтра,  думаем  мы, случится такое, чего не случалось никогда,
ну, по крайней мере, ни позавчера,  ни  вчера,  ни  сегодня  уж
точно  не  случалось!  А  когда мы устаем ждать, мы приходим на
поклон к Литературе --  и  в  ней  проживаем  те  самые  жизни,
которых  не  знали и не узнаем в действительности. Правда, чаще
всего наш жизненный опыт не только не помогает, но и мешает нам
прожить эти жизни. Нужен какой-то другой опыт...

11

Привет, Толя, Карр, Юра!
Интересную тему зацепила Карр. Толя! Твои высказывания про происхождение литературы я прочитал, как интереснейшее эссе. Никогда не задумывался над тем, что у литературы кроме текстов есть еще и ноты и формулы. Здорово в твою классификацию все уложилось. Очень плодотворный научный подход. Представляю, как ценят твои отчеты по физике твои заказчики!
Да, точно, от первых графических пометок и зарубок литература пошла, от потребности что-либо зафиксировать, запомнить, сохранить, передать. Тогда получается, что и живопись, и скульптура - из тех же из ворот, что и литература.
Твой Андрей Шаповалов

12

Так.
Сначала стихи того Фимы-вражины (Юрий заинтересовался).

" Ларисе Йоонас аки Лар

И море извечным измором,
и звучное птичье скольженье,
и скалы сквозным коридором,
и беглое небо вдали,
движенье, движенье, движенье
по самому краю земли.

По самой касательной, самой
опасной дуге, на качелях,
случайной подругой упрямой,
презревшей словечко увы,
и что ей Сандро Ботичели
на каждом глотке синевы?

И море, и небо, и скалы
прицельной подвижной мишенью,
кого ты, родная, искала
в масштабных полотнах времен?
Уже чужероден движенью,
безудержней времени он.

ЗАКЛИНАНИЕ ВО ИМЯ РЕСУРСА

полынь, полынь, моя трава
твои в три локтя дерева
твои миры моя полынь
листком воспрянь, мамаем сгинь
расти и гнись во мне как брань
иду в тебя, какая рань

и это поле над невой
и этот воин, головой
упал он, мертвенный, в полынь
среди твоих, трава, святынь
и эта чудо-трын-трава
когда в покое голова

полынь, внимай, не обессудь
войди в мою, землячка, грудь
твои сердца как дважды два
себя умножь моя трава
тебя, полынь, не побороть
трава травой, но плотью плоть

твори себя, моя полынь
мамаем срубленным остынь
листком воспрянь, листочек люб
трава к травинке - мощный сруб
растет, растет моя трава
до небеси, где синева

даждь-богом, дождиком кропай
травинка, русич и мамай -
одна земля всея руси
плыви невой за небеси
ты мощный сруб для всех святынь
и дай мне речь, полынь, аминь.

994/1905/1994/2004/2006

К РОДНОЙ РЕЧИ

Я забыл тебя, из себя лепя,
я избыл тебя, зло твою любя
во все буквы плоть, ах, нагую, зло
я пыхтел впотьмах, две губы вело,
тот же вкус, горька, та же горка, бля,
этой двойки сгиб, эти три нуля,
этот век, он кончил причет, с конца
ободок снял мокрый, упал с лица,
да и черт с ним, с веком, вот истый черт,
твой язык, открытый как бездна рот,
этот высверк бездны, скупое «да»,
эта падаль неба, пади, звезда,
мертвый свет, пади, кисло-горький вкус,
вот конец, голимый, как правда уст,
ну, раздвинь, раздвинь, искази свой лик,
дай принять мне на руки этот крик.

25.04.2002

...Неплох?
Я его жУчу нещадно за "пустолайство" и зазнайство.
Огрызается. :)
Не пацан, зрелый мужичище, а...

13

И об истоках литературы.
Приведу-ка мнение одного знакомого поэта (я - "присоединяюсь"):

Ярослав:

"Проза, конечно, настолько юнее поэзии... что сравнивать их нельзя.
Нельзя и по той причине, что (так называемая) проза чисто формально
является частным видом (вернее, одним из бесконечных воплощений) поэзии:
речь с ритмом близким к нулю (или делающим вид) - из всей "числовой"
прямой (ритмического разнообразия, именуемого в просторечии "стихами").
А если учесть, что числовая прямая явл. частным видом числовой плоскости
(комплексные - иррациональные числа: в нашем случае
"подсознательно-бессознательные" величины). А если ещё и к объёмным
измерениям от плоскостных (уже мало понятных логике!) перейти, т.е. к
мистическим (только в ИСТИННОМ смысле слова) величинам... то
соразмерность "прозы" и Поэзии - даже не капля с океаном, а... но тут и
у меня голова кружится.

Теперь просто и тупо: хронологически.
Проза как искусство... Мы говорим не "прозой", Мольер ошибался:
"разговорная речь" ещё бесконечно дальше от "прозы", чем последняя от
поэзии; впрочем, эти два вида искусства не так уж далеки друг от
друга... Но я забегаю вперёд. В общем, разговорная речь искусством не
является, в отличие от прозы (литературной). Отсылаю Вас к Лотману и КО:
там с достойной сумасшедшего пополочностью разложено это принципиальное
структурное отличие разговорной речи и "прозы" (как искусства).
Так вот, проза как искусство появилась значительно позже даже
письменности. В Европе по-настоящему этот вид искусства обнаруживается в
раннее Возрождение. В русской словесности и того хуже: в подлинном
смысле слова "проза" (как литературный жанр) появляется только в XIX в.
(Пушкин-Лермонтов-Гоголь). До этого у нас никакой "прозы" в литературе
не было. Только поэзия... во всём её ритмическом многообразии.
Поэзия же как искусство появилась, я подозреваю, раньше наскальной
живописи. Видимо, это самое древнее из искусств. Не исключено, что
человек вообще сначала запел, а потом уже заговорил. Поэзия как
песенно-молитвенно-жреческая (в понимании древнего человека - а на самом
деле так и есть!- ВЫСШАЯ форма речи) появилась так давно... что я уже и
не совсем помню.
Первые письменные памятники слова - естественно поэзия (по-другому и
быть не могло... ой, трудно: только коснусь этого чуть ниже, но лишь
коснусь, без вскапывания, иначе зароюсь; а хотелось бы ещё часок
поспать: уж больно тяжко с утра будет... со всеми утренне-дневными
планами). Веды, Упанишады, Гомер, Лао Цзы, Ветхий Завет и т.д. - поэзия
(каждый памятник со своей национально-ритмической особенностью, но
поэзия, по-любому).
Ну, наши былины, сказки, "Слово о полку" и т.д.
Проза настолько моложе, что сравнивать нельзя.

С появлением в Языке (ограничусь русским, дабы хоть как-то закончить эту
ТЕМУ) настоящей художественной прозы начинают наблюдаться две очень
характерные тенденции:
1. Проза в своём "профессиональном" росте всё более приближается к
поэзии: Гоголь, стихи в прозе, Бабель и т.д.,
2. Поэзия, всё утончаясь, приходит к верлибру.
Круг замкнулся.
"Нет прозы и поэзии - речение". Волошин. (Мог переврать я, но смысл
тот.)

В общем, как всегда, всё моё большое письмо сходит на нет: нет и не было
никакой "прозы" (это частный вид "поэзии"). Но и никакой собственно
"поэзии" тоже нет. Есть издержки нашего разума, которому единый организм
надо разделить на отдельные части, чтобы хоть что-то "понять", или
сделать вид, что ТАК можно понять...
Есть примитивный уровень Языка: разговорная речь. Есть более сложные его
"структуры" (дурацкое слово!). Есть прямая, есть плоскость, есть
объём... и дальше ещё много чего есть (но это уже сверх нашего
представления). Есть жизнь языка, его тело, а есть ПОЛНОТА жизни Языка.
.....................................
......................................
Тут я вынужден опустить многие важные и многолетне выношенные мысли
(силы эпистолярного жанра не беспредельны).

Д.Андреев пишет, что в мирах лучших говорят не словами, а строфами. Это
у меня вызывает абсолютное понимание: в мирах более свободных речь
становится более "объёмной".
До появления в исторической и физической реальности такого образования
как нация - должна была появиться "идея" этой нации, её потенциальное
"лицо": ЯЗЫК.
Далее происходит развёртывание, воплощение, прорастание.
Сначала появляется в нашем мире Поэзия, потом люди начинают петь, потом
говорить, потом осознают себя единой нацией со своим языком. (Всё
сложнее, конечно. Тут ещё надо учитывать связи с другими нац.
образованиями и культурами, природой, географией и пр.)
Но поэзии на определённом этапе развития вдруг начинает хотеться (или не
вдруг: так надо, м.б.- не знаю) "подделаться" (понравиться? ради одной
ей ведомых целей) под "земную плоть", под тот уровень Языковой жизни,
что смогло вместить себя большинство двуногих носителей: под
"разговорную речь"... Нарождается "проза". Но это обман! это только
божественная поэзия примеряет новые одежды, но очень быстро выдаёт себя,
начинает писать "в строчку" стихи в прозе, ритмическую прозу. Даже у
самых истоков "прозы" (русской) выскакивает один из отцов-основателей с
ПОЭМОЙ "Мёртвые души".

Нет никакой "поэзии" и "прозы". Есть Язык. И Его жизнь. Есть человек. И
его жизнь. И их взаимоотношения. Иногда совершается чудо: их посещает
взаимная ЛЮБОВЬ - от неё рождаются дети (мы, хладнокровные, их называем
"произведениями литературы").

Во как!"

14

Юрий написал(а):

Внеклассное чтение. Отрывок из книги Е.В.Клюева,88 г.
-------

А вот за это - гран-мерси. Чудесный текст.
Юрий, подозреваю, что Вы втихаря стихи пишете, не показывая...
Хотя однажды Вы пошутили стихом в "Манускрипте" - и это было чудовищно...
:)

15

КАРР, значит, это и есть те самые «маловразумительные стихи»? Смысл есть. Есть смысл даже читать, правда, каюсь, это было утомительным занятием. Дело здесь вряд ли в бля-нуля, трава-синева. Почему-то вот это, например,

Мне пока горевать еще рано
ну, а если есть грусть, не беда
золотей твоих кос по курганам
молодая шумит лебеда

Природа жаждущих степей
его в день гнева породила
и зелень мертвую ветвей
и корни ядом напоила

не утомляет сколько лет? А чем, кстати, технически все это различается??? Может, дело в недоверии, или что-то в мироощущениях не складывается, или, как Вы говорите, стихоконструктор отличается от стихов, как велотренажёр от велосипеда???

And if you listen very hard
The tune will come to you at last.
When all are one and one is all
To be a rock and not to roll.

16

Да, что касается исследований Ярослава. В главных - толковый человек, хотя и торопится. Это имхо роскошный пост, если рассматривать его в стане единомышленников и опустить красивый, самоценный, не вытекающий из текста финал.

Допустим, «проза моложе». Это значит, что она - следующий, лучший шаг, или вопиющий факт регрессии??? Поищем ответы в тексте, заранее оговорившись, что любые уровни этого «противостояния», как и прежде, обречены. Есть люди, есть дороги, и это все.

«Не исключено, что человек вообще сначала запел, а потом уже заговорил. Поэзия как песенно-молитвенно-жреческая (в понимании древнего человека - а на самом деле так и есть!- ВЫСШАЯ форма речи) появилась так давно...»

Автор говорит нам: пока человек не обрел смелость ясно выразить конкретное или отсутствующее, он просто пел, чтобы петь. Право, я встану на защиту поэтов, если кто-то осмелится утверждать, что «пока у человека пусто в голове, он пишет стихи». Вообще, светить на одну сторону, забывая вторую, это не есть верный подход к любой теме; если не знаешь, а хотел бы найти ответ, конечно. Вчитайтесь в текст. Автор и далее поддерживает мысль о том, что проза - есть лучший шаг, а всячески разукрашивает противоположную мысль. Какой же сделать вывод?

Автор говорит о «замкнутом круге», и утверждает «соразмерность "прозы" и Поэзии - даже не капля с океаном», «проза, конечно, настолько юнее поэзии... что сравнивать их нельзя», и диссонанс понятен, потому что автор представлен как знакомый поэт. Скажите вслух «настолько юнее поэзии», а потом простите неточность пока еще поэту. В этом смысле, нужно ли сжигать на кострах прозаиков, утверждающих, что поэзия - частный случай неудачной прозы; перчатки которые можно сбросить с себя, как только почувствуешь, что уже умеешь держать огонь в голых руках.

17

Ярослав, наверное, ответит сам.
Я пригласила его в наш форум.
Он хороший человек: не злой.
Просто не имеет смысл мне передавать ему, что здесь сказали, а сюда выкладывать, что он сказал. Явно же где-то напутаю и по шее получу.
Лучше уж - напрямую, пусть сам ответит прозаику...
:)

18

Юрий написал(а):

значит, это и есть те самые «маловразумительные стихи»? Смысл есть. Есть смысл даже читать, правда, каюсь, это было утомительным занятием. Дело здесь вряд ли в бля-нуля, трава-синева. Почему-то вот это, например,
Мне пока горевать еще рано
ну, а если есть грусть, не беда
золотей твоих кос по курганам
молодая шумит лебеда
Природа жаждущих степей
его в день гнева породила
и зелень мертвую ветвей
и корни ядом напоила
не утомляет сколько лет? А чем, кстати, технически все это различается??? Может, дело в недоверии, или что-то в мироощущениях не складывается, или, как Вы говорите, стихоконструктор отличается от стихов, как велотренажёр от велосипеда???

Фиму - заносит.
Процитированное Вами - было ясно прежде всего самим Есенину и Пушкину, они описывали предельно чёткие картины и истинные ощущения свои.
А Фиму слово уносит и бултыхает, как штормовая волна. Он пытается дать какие-то смутные свои ассоциации, возникшие от слова, от звука. И - плоховато это у него получается. (Это - только моё толкования, вообще-то.
Так сама себе объясняю, отчего не понимаю и не очень принимаю фимины вирши. Вообще есть целая плеяда таких "туманных" поэтов. "Мандельштамят" по-маленьку. Но Мандельштам вызывает доверие, даже там, где сложен.
А Фима - "напрягает" впустую.)

19

>было ясно прежде всего самим Есенину и Пушкину, они описывали предельно чёткие картины и истинные ощущения свои.

Отлично сказано, КАРР!!! Разделяю такие взгляды. Вот еще цитата от очень-очень уважаемого писателя, по-моему будет в тему.
Ярослава приветствую.

----------
Я работаю как мул. Но я не жалуюсь. Я сам выбрал себе это каторжное дело. Я
как галерник, прикованный на всю жизнь к веслу и полюбивший это весло. Со
всеми его мелочами, даже с каждым тонким, как нитка, слоем древесины,
отполированной его собственными ладонями. От многолетнего соприкосновения с человеческой кожей самое грубое дерево приобретает благородный Цвет и делается похожим на слоновую кость. Вот так же и наши слова, так же и русский язык. К нему нужно приложить теплую ладонь, и он превращается в живую драгоценность.
Но давайте говорить по порядку. Когда я в первый раз записываю
какой-нибудь рассказ, то рукопись у меня выглядит отвратительно, просто
ужасно! Это -- собрание нескольких более или менее удачных кусков, связанных между собой скучнейшими служебными связями, так называемыми "мостами", своего рода грязными веревками.
Но тут-то и начинается работа. Здесь ее исток. Я проверяю фразу за фразой, и не единожды, а по нескольку раз. Прежде всего я выбрасываю из фразы все лишние слова. Нужен острый глаз, потому что язык ловко прячет свой мусор, повторения, синонимы, просто бессмыслицы и все время как будто старается нас перехитрить.
Когда эта работа окончена, я переписываю рукопись на машинке (так
виднее текст). Потом я даю ей два-три дня полежать -- если у меня хватит на
это терпения -- и снова проверяю фразу за фразой, слово за словом. И
обязательно нахожу еще какое-то количество пропущенной лебеды и крапивы.
Так, каждый раз наново переписывая текст, я работаю до тех пор, пока при
самой зверской придирчивости не могу уже увидеть в рукописи ни одной
крупинки грязи.

20

Юрий написал(а):

"...Я работаю как мул. Но я не жалуюсь. Я сам выбрал себе это каторжное дело...."

Попадалось мне это. Но - честно сознаЮсь - вспомнить, кто это, не смогла.
Нашла.
Это слова Бабеля в передаче Константина Паустовского.
http://www.odinvopros.ru/lib/paust_01.p … inkspage=2

Константин Паустовский "Книга жизни"


Вы здесь » Серебряный Вечер » Тестовый форум » Откуда бысть пошла литература???